Что значит обесценить себя и эффект Пигмалиона?

Что значит обесценить себя и эффект Пигмалиона?

Очень часто проблема клиента упирается в наличие у него иррационального (дисфункционального) убеждения в форме обесценивания себя.  В таких убеждениях неизменно присутствует одно из следующих слов – "я никчемный человек", "я неспособный",  "я неудачник", "я слабый", "я жертва", "я глупый", "я лузер" и др. Иногда собственное обесценивающее представление является «шедевром» и может быть вписано золотыми буквами в историю развития научно-практической психологии.  Например, один молодой человек, на мой вопрос  - "И кем ты чувствовал себя в этой ситуации?"  - ответил - "Я конь педальный и убогий!"

    Юмор - юмором, но обесценивание себя приводит человека к многочисленным проблемам, и до тех пор, пока человек не придет к реалистичной оценке себя, проблемы не решаются. Проработка обесценивающих себя убеждений дело не простое, т.к.часто их формирование происходит в  детском дошкольном возрастном периоде. Они устойчивы и трудно осознаваемы. Прикосновение к этим убеждениям задевает основы личности, и требуют от психолога корректности в работе,  осторожности, мягкости, но и одновременно конфронтации.

Что значит обесценить себя и эффект Пигмалиона


Условия для безопасной работы создает именно вопрос: что значит обесценить себя?

Практически никогда не удается услышать правильный ответ на этот, вообще-то, простой вопрос.

Почему это важно?

Обесценивание себя создает условия для проявления эффекта Розенталя (Пигмалиона).



  

Позволю себе напомнить, что:

эффект Розенталя или эффект Пигмалиона — психологический феномен, заключающийся в том, что ожидания личностью реализации пророчества во многом определяют характер её действий и интерпретацию реакций окружающих, что и провоцирует самоосуществление пророчества.  Это один из факторов, угрожающих внутренней валидности /1/


Психолог Роберт Розенталь проводил IQ-тесты в школах, а затем сообщал учителям заведомо ложные результаты исследований. Те дети, у которых IQ был выше, чем у остальных, якобы, показывали «средние» результаты. А те, кто реально показал средний результат, были представлены учителям как обладатели лучших мозгов. Что неизменно происходило впоследствии?

Те ученики, которых учителя считали более умными, начинали лучше учиться. Происходит это потому, что ожидания учителей от этих учеников были выше, чем от остальных. Растущее давление на школьников заставляло их лучше учиться. Выводы, сделанные Розенталем, характерны не только для образования. «Ваши ожидания создают вашу реальность», — заключает он. /2/

   Другой пример, связанный с проявлением эффекта Пигмалиона.

Ребекка Кёртис и Ким Миллер проиллюстрировали этот процесс и провели следующий эксперимент. Группу студентов колледжа, никто из которых не был знаком между собой, разбили на пары. Один человек в каждой паре, выбранный случайно, получал специальную информацию. Некоторым студентам в паре сообщали, что они нравятся своему партнеру, а некоторым — что не нравятся.

Затем парам студентов давали возможность встретиться и поговорить друг с другом. Как и прогнозировали исследователи, те студенты, которые считали, что нравятся партнеру, вели себя приятнее по отношению к партнёру; они были откровеннее, высказывали меньше несогласия по обсуждаемым темам и в целом их манера общения была сердечнее и приятнее, чем у студентов, которые считали, что не нравятся своему партнёру. Более того — те, кто считал, что они нравятся партнеру, действительно нравились ему гораздо сильнее, чем те, кто считал, что партнёр испытывает к ним антипатию. То есть партнёры проявляли тенденцию копировать поведение другого человека в паре/1/



   Теперь, после лучшего понимания того, какое влияние оказывают на все происходящее представления и ожидания, вернемся  к главному вопросу статьи.

Внимание! - правильный ответ: «Обесценить себя - это означает начать думать о себе хуже, чем вы есть на самом деле».

    Всего лишь только думать хуже о себе, всего лишь только думать… но в жизни будет реализовываться самоисполняющееся пророчество, будет работать эффект Пигмалиона и он будет работать против вас. И с вами в жизни неизменно будет происходить то, что происходит с неудачником,  человеком слабым, никчемным, неспособным, глупым…




   Что делать?

    Начать думать о себе правильно. Начинать замечать у себя проявление своей силы, способностей, разумного выбора и поведения. Учиться думать о себе так, каким вы являетесь на самом деле. Изменить свое представление о себе не соответствующие  реальности на новое представление, соответствующее реальности. Видеть себя таким, какой вы есть, на самом деле. Принять себя таким, какой вы есть. Изменить свое обесценивающее убеждение на убеждение, связанное с принятием себя. Увидеть свои сильные и слабые стороны одновременно. Развернуться к миру своими сильными сторонами и достоинствами  и опираться на них в достижении целей и во взаимодействие с другими людьми и сторонами жизни.

     Хорошо помогает справиться с этой проблемой когнитивно-поведенческая терапия. Существуют и другие способы избавиться от обесценивающих себя убеждений и их замены на убеждения принятия себя. Об одном из них я расскажу в следующей статье.

Использованные источники:

1.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%84%D1%84%D0%B5%D0%BA%D1%82_%D0%A0%D0%BE%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8F

2. https://www.b17.ru/blog/56998/

Бочаров Сергей Иванович
Вернуться к списку
Гость

Комментарий:

Ничего не найдено