11bbf13f

Что делать, когда твой близкий игроман: родительская семья созависимых


       Что делать когда твой близкий игроман родительская семья созависимых

Публикация является продолжением цикла статей, посвященных  решению актуальной и такой сложной в решении проблемы как игромании  Что делать, когда твой близкий игроман?

     Как было сказано ранее,  Что делать, когда твой близкий игроман: игровая созависимость   созависимость членов семьи игромана является одним из самых главных факторов сдерживающих решении проблемы игровой зависимости.

     Но члены семьи упорно не хотят признавать свою созависимость. Или на словах говорят о том, что да так и есть - они созависимые, но дальше не хотят что-то делать, для того чтобы освободиться от своей созависимости или боятся  расстаться со своей созависимостью.

И в этой ситуации разговор о том, что и как происходило в семьях созависимых может выводить на доказательную базу наличия у них созависимости и появления мотивации к избавлению от своей созависимости.

Поэтому согласно протоколов психотерапии игровой зависимости обязательно проводится обсуждение темы родительских семей созависимых. 

    Приведу короткий диалог с созависимой мамой, у которой сын игроман.

-Из всего нашего обсуждения, следует, что пока вы не выйдите из роли спасателя своего сына, вы будете играть с ним в треугольник Карпмана, постоянно меняясь ролями. И пока вы спасаете сына, вы не даете ему в полной мере столкнуться с последствиями своей игромании. Не даете принять ответственность за его игроманию и создаете условия для прекращения игр.

-Да, но в нашей семье всегда было так, что каждый должен приходить на помощь другому.

-И как это происходило в вашей семье?

-Моя мама всегда говорила - доченька, чтобы не случилась, я всегда прийду тебе на помощь и я понимаю, что тоже как мать должна также себя вести.

-И мама приходила вам на помощь?

(Задумалась)

-Вы, знаете, вспоминается один очень печальный для меня случай,когда я обратилась за помощью к маме. Она мне - ответила - я дочка с тобой. Но никаких действий не предприняла.И я со всвоей проблемой справилась сама.

-Какая у вас мудрая мама.

      Созависимые родом из неблагополучных семей. В таких семьях имели место либо химическая (алкогольная или наркотическая) зависимость, либо жестокое обращение (физическая, сексуальная или эмоциональная агрессия), либо другие катаклизмы. В таких семьях отсутствовал благоприятный климат домашнего тепла, уюта, ощущения собственного дома, защищенности, спокойствия, стабильности.  Естественное выражение чувств запрещалось ("не реви", "что-то ты развеселился очень, как бы плакать не пришлось", "мальчикам плакать нельзя").

На одном из моих тренингов 40-летняя женщина выразилась в сердцах: «У нас в семье всегда было так - мама говорила: «…а теперь закрой рот и слушай, что я тебе скажу дочь!». И дочь слушала и слушалась… и вышла замуж за сотрудника ГИБДД-алкоголика. Такие родительские семьи носят название дисфункциональных.

     Семья – это система. Немножко о системах. Весь мир – это совокупность систем. Человек – это система. Живем мы в мире систем. Системы окружают нас и сами мы находимся в системах.

Человек, семья и общество  — это главные системы, к которым принадлежит каждый из нас. Семейная система — это группа людей, взаимодействующих как одно целое. Семейная система, как и любая другая подчиняется законам систем. Одним из законов систем является: «Если в одной части системы происходят изменения, то изменения происходят во всех частях системы». Это происходит по причине существования сильных связей между частями системы, что собственно и является причиной образования и существования самой системы. Частями семейной системы являются члены семьи. Поскольку все части этой системы находятся в тесном контакте, то изменения, происходящие  даже хотя бы у одного члена семьи, отражаются на всех членах семьи. Это относится и к состоянию членов семьи и к их поведению. И если у одного из членной семьи происходят позитивные изменения, то и у других членов семьи происходят позитивные изменения, и наоборот. Например, улучшение (ухудшение) настроения одного из членов семьи неизбежно отражается на настроении других. Приведенный выше закон систем позволяет специалисту позитивно опосредствованно влиять на зависимого без непосредственного контакта с ним через членов семьи. Но до тех пор, пока члены семьи созависимы, они не позволяют это сделать. Ведь они «…скованы одной цепью».

 Чтобы вся семья могла лучше функционировать, необязательно ждать, когда зависимый член семьи выразит желание освободиться от своей зависимости. Жизнь семьи может существенно улучшиться, если хотя бы один из созависимых членов ее начнет освобождаться от созависимости.

    Помощь зависимому человеку в освобождении от зависимости настоятельно требует в первую очередь оказания помощи семье. Для этого необходимо применение методов семейной психотерапии (в идеальном случае семейной системной психотерапии). Без проведения соответствующих позитивных  изменений в семье, невозможно замотивировать зависимого на освобождение от его зависимости и избежать рецидивов (вернется в семью, которая не смогла ранее противодействовать реализации зависимости).

Наивысшая цель семейной психотерапии — помощь в превращении дисфункциональной семьи в функциональную.

 

Признаки дисфункциональной семьи:

  • Семья не способствует свободному, творческому развитию членов семьи и их самореализации
  • Отсутствие четких правил, регулирующих жизнь семьи
  • Члены семьи постоянно понижают самооценку других членов семьи
  • Вакуум душевного общения
  • Отсутствие свободного выражения желаний, чувств и их оттенков, склонность к полярности чувств и суждений
  • Негибкость, перекос и/или подмена семейных ролей
  • Недифференцированность "я" каждого члена ("Если мама сердится, то сердятся все")
  • Конфликтность во взаимоотношениях
  • Нарушаются границы личности, либо разделены невидимой стеной
  • Абсолютизирование воли, контроля
  • Семья старается скрыть секрет семьи и поддерживают фасад внешнего благополучия
  • Закрытость семейной системы
  • Отрицание проблем и поддержание иллюзий

     Относительно отрицания проблем: Человек, имеющий игровую зависимость, не считает, как правило, что у него проблема. Он все еще надеется отыграться и/или выиграть крупную сумму денег. Созависимый видит эту проблему, но считает что у него лично проблемы нет – вся проблема в зависимом.Он не видит как своими действиями поддерживает зависмого человека.

     Воспитание в дисфункциональной семье подчиняется определенным правилам. Вот некоторые из них: взрослые — хозяева ребенка; лишь взрослые определяют, что правильно, что неправильно; родители держат эмоциональную дистанцию; воля ребенка, расцениваемая как упрямство, должна быть сломлена и как можно скорее.

Признаки функциональной семьи:

  • Главная цель семьи - свободное, творческое развитие членов семьи и их самореализация
  • Гибкость всех семейных правил, законов, возможность их обсуждения.
  • Проблемы признаются и решаются
  • Поощряются свободы (свобода восприятия, мысли и обсуждения, свобода иметь свои чувства, желания, свобода творчества)
  • Каждый член семьи имеет свою уникальную ценность, различия между членами семьи высоко ценятся
  • Члены семьи ведут себя так, что самооценка других членов семьи постоянно растет
  • Члены семьи знают чего хотят другие члены семьи, помогают друг другу удовлетворять потребности и умеют удовлетворять свои собственные потребности
  • Родители делают то, что говорят
  • Ролевые функции выбираются, а не навязываются
  • В семье есть место развлечениям
  • Ошибки прощаются, на них учатся
  • Открытость семейной системы
  • Семья охотно соглашается проработать свою любую возникшую проблему у психолога.

        Сравнительные характеристики функциональных и дисфункциональных семей в сжатом виде можно представить следующим образом.

Сравнение функциональных и дисфункциональных семей

Функциональные семьи

Дисфункциональные семьи

Главная цель семьи - свободное, творческое развитие членов семьи и их самореализация

Семья не способствует свободному, творческому развитию членов семьи и их самореализации

Члены семьи ведут себя так, что самооценка других членов семьи постоянно растет

Члены семьи постоянно понижают самооценку других членов семьи

Гибкость ролей, взаимозаменяемость функций

Негибкость, перекос и/или подмена семейных ролей

Семейные правила гуманны и способствуют гармонии, поощряется честность

Семейные правила негуманны, постоянно игнорируются, меняются им невозможно следовать

Границы признаются и уважаются

Границы либо отсутствуют, либо ригидны

Коммуникации прямые; чувства открытые, свобода говорить

Коммуникации непрямые и скрытые; чувства не ценятся

Поощряется рост и независимость; индивиды способны видеть конфликты

Поощряется либо бунтарство, либо зависимость и покорность; индивиды неспособны разрешать конфликты

Открытость семейной системы

Закрытость семейной системы

   



     Воспитание в дисфункциональной семье формирует те психологические особенности, которые составляют почву созависимости. Рассматривать созависимость только как ответную реакцию на появление игровой зависимости у одного из членов было бы неверно. Для этого нужна соответствующая почва, которая создается в родительской дисфункциональной семье.

Продолжение следует


Вернуться к списку
Записаться на консультацию
Гость

Комментарий:

Ничего не найдено